Беседы с Во́роном
Беседа 4
Собеседник :
Разделяю Ваше отношение к «на поток поставленное и бесчувственное чтение Псалмов-Молитв» и «отстоял молебен». Также поражает способность не только священников, но и Святых Отцов «ежедневно однообразно тащить требы». Не могу ничего делать «по расписанию», это меня напрягает неимоверно. И именно такое понятие о Священнике «как спонтанно возникающими моментами… вне каких-либо религиозных рамок» и подразумевалось, ведь в таком виде оно уже имело место быть в Вашем случае, что есть в Ваших рассказах на «Прозе»… но если даже физическое тело, как «последняя субстанция» в этом материальном мире не выдерживает… этот вопрос отпадает… и становится ещё непонятней…
Также разделяю Ваше мнение, что Бога можно и нужно чувствовать «и без храмово-обрядовой магии» в любом Светлом Творческом выражении Жизни.
Но вот вопрос «почему … не поплясать бы в Восторге во Славу Святой Троицы под песню, например, кантри-подобной …» в церкви, у меня не возникал. Ибо современный уровень сознания как прихожан, так и священников, так и понимание-восприятие каждым человеком о музыке, под которую он бы хотел выразить свои чувства настолько различно, взять хотя бы тех самых злополучных «Пуси Райт», с их якобы «молебном», что … не возникает желания в свободе проведения подобных экспериментов. Имею в виду храм, церковь, как место общественного поклонения Богу.
Не понимаю и не воспринимаю также «проповедей» в стиле «рэп» и всяческого иного современного подстраивания под светские интересы «масс» с целью их заманивания и привлечения внимания… Может быть, тогда, когда всё это будет иметь собой другую цель - естественный способ выражения какой-то части Бога в себе, притягиваясь друг к другу сходством восприятия, тогда и отношение к этому будет другое. Может, я и закосневшая в этом вопросе, и не права, но сейчас, в том виде, в каком оно есть, душа всего этого категорически не приемлет…
Потому также согласна с Вами, что, как бы не ругали догмы, и я сама в том числе, но они всё-таки нужны, чтобы сохранить в более-менее чистом виде смысл религии. Другое дело, что догмы нужны как стены крепости для защиты, но не как кандалы для удушения свободы Духа в душе. Что, увы, в нашем мире, наверно невозможно без «перегибов» исполнить…
Как же всё в этом мире двояко, и любое действие можно обратить как во зло, так и во благо!
Потому стараюсь не осуждать и не судить никого и ничего, даже если для меня лично что-то неприемлемо, ибо мне неизвестно, чем на самом деле это обернётся.
В своё время, когда занималась в цирковом коллективе, хоть и нравилось там заниматься, но на сцену выволакивали силком, буквально крепко держа за руку, чтобы у моего отца был стимул продолжать меня туда водить и чинить цирковой реквизит. Обо мне говорили, что слишком стеснительная, что это куча комплексов, зажатостей, внутренняя несвобода, с которыми надо работать, преодолевать всё это. И старалась, работала. Читала книги психологов, проводила над собой всякие тренинги, анализы, опыты, добровольно-принудительно влезала во всякие мероприятия, «дрессировала» сама себя. В студенческие годы даже согласилась участвовать в техникумовском «конкурсе красоты» (в советское время было всё прилично, без оголений тела). Тогда, помню, случился смешной казус : когда на сцене танцевала «Цыганочку», то неуклюже наступила на свою широкую и тяжёлую юбку, и она, держащаяся на булавках, оторвалась от талии, чуть не свалившись совсем. Пришлось её подхватить, прижать к себе, и оставшуюся часть танца не выпускать из рук, импровизируя дальше танец на ходу, и слыша гадания зрителей на первых рядах "упадёт? не упадёт"?.. Места, разумеется, никакого не заняла, но и шла туда не за этим. Было всё это вспоминать и анализировать потом весьма забавно, и адреналину в такие «дрессировки» себя хапала прилично. И вот однажды наступил момент, когда поймалось это чувство внутренней свободы, находясь «на виду». Поняла, что МОГУ заставить себя быть в центре всеобщего внимания и не сжиматься при этом в комок от страха и неудобства. Но, правда, не долго. Потому что мне это просто глубоко НЕ НРАВИТСЯ, НЕ ИНТЕРЕСНО, НЕ МОЯ СУТЬ. Это всё равно, что носить слишком малую обувь – можно заставить себя делать вид, что обувь по ноге и ходить вроде бы как свободно, временами даже действительно забывая об этом, но всё равно всё время жмёт, и только и ждёшь момента, чтобы снять её. Вот тогда мне действительно стало легко, и с облегчением «сняла малую обувь», прекратив издеваться над собой. Потому и не цепляли больше подобные высказывания о моих «комплексах». И моя спокойная внутренняя уверенность, основанная на добытом и испытанном знании себя с этой стороны, сама собою изменила и отношение окружающих к этому моему нежеланию.
Так что, если характер не изменить, и если всем это понятно, и «Сверху» и «снизу», то сложившиеся вокруг Вас обстоятельства действительно очень странные…
Но что-то во всём этом всё же должно быть и для Вас лично?
Во́рон :
Достали достижения технические основательно: что-то с электричеством не понятное происходит – включают-выключают по 10 раз на дню! Население нервничает: сериалы не посмотреть, телефоны от пустой болтовни разрядились, батарейки фонариков сели. Даже мой сборный компьютер, и так-то с гонором и прибамбасами работавший, а тут совсем заартачился, мол: то ли работать, в конце концов, то ли будем играться в бесконечные включения-выключения? И сам решил передохнуть.
Снегу навалило! А оттепель сделала его тяжко-ватным, заглушающим звуки. Потому, когда в темноте вечерней по обыкновению прогуливался, было ощущение, что кроме меня в этом мире больше никого нет, такая тишь стояла и никакого просвета.
Ляпота! Одиночество! Свобода!
Честно сказать, рамки любые, а не только религиозные, даже с детства семейные, всегда были нож по горлу. И о том здорово высказался Курилов (в «Один в океане»):
«Не стоит создавать своих теорий, принимать ЧУЖИЕ, и, тем более, следовать им. Если ты следуешь определённой системе, над тобою всегда будет висеть «ты должен», и ты никогда не будешь внутренне свободным!»
Но когда говорил, почему бы не поплясать под свою любимую музыку, то, конечно же, не в чужом храме. Однако, лично мне абсолютно наплевать, каким образом Искренне Верящий, и всем существом своим стремящийся к Творцу своему, Человек будет выражаться, когда он В ЭКСТАЗЕ и, поверьте, уже не контролирует себя! Здесь мне близки Восточные Верящие Люди, особенно индуистские, которые совсем не стесняются проявляться Экстазом именно ВЕРЫ. Ибо по себе знаю, как порой и не однократно приходилось в православных храмах срочно закрывать рот рукой, чтобы, неожиданно отключившись от окружающей реальности, в Восторге не заорать во весь голос Мантру типа «О-О-О-М-М-М!», а то и ещё чего-нибудь покруче-шокирующее не сотворить, дабы богомолки, да вместе со своим батюшкой не опрокинулись верх тормашками!
Насколько замечал, в российских православных храмах понятие неконтролируемого Экстаза Веры не существует, ибо даже слёз своих во время Молитвы стесняются. Хотя именно слёзная Молитва считается-называется «умной молитвой» и Старцами ценится.
Но в этой связи, мне очень понравилось вот это мнение автора книги «Записки попадьи» Юлии Сысоевой, жены убитого священника Даниила (http://www.pravmir.ru/matushka-yuliya-sysoeva-ob-otce-daniile-schaste-chudesax-i-muchenichestve/):
«Какие-то стереотипы сказались и на мне. Он требовал от меня ПРАВОСЛАВНОГО ДРЕСС-КОДА, а я в храм, конечно, ходила и хожу в юбке и платочке, потому что такова традиция (не общеправославная, а российская — в Греции женщины в храме платки не надевают), но в целом я этот дресс-код не воспринимала. И до сих пор не считаю этот вопрос религиозным, удивляюсь, как людям не лень тратить время на форумные споры о том, можно ли православной женщине носить брюки.
Я тоже в неофитскую пору придавала много значения внешнему, второстепенному. В частности, осуждала женщин за косметику. Сама до сих пор не крашусь, потому что мне это не нужно. Но когда мы с отцом Даниилом были в Назарете, Господь меня вразумил. Там храм Благовещения Пресвятой Богородицы, арабская община. Живут они на грани войны. С одной стороны, на них давит израильское государство, с другой, арабы-мусульмане — город преимущественно мусульманский. Периодически кого-то из них убивают за веру.
Так вот, мы попали туда на воскресную литургию. Каждому при входе в храм дают тексты службы. На арабском, поэтому нам он не подошел, но эту традицию отец Даниил взял на вооружение, и в храме апостола Фомы при нем тоже всем раздавали тексты службы на церковнославянском (как сейчас, не знаю).
Женщины в храме наряжены, как у нас на свадьбы наряжаются: в костюмах, юбках, на высоких каблуках, очень ярко накрашенные и, естественно, без платков. Из наших храмов их в таком виде сразу погнали бы. Но когда я увидела, КАК ОНИ МОЛЯТСЯ — СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ, С ВОЗДЕТЫМИ РУКАМИ, — поняла, что со своей молитвой не гожусь им в подметки. С той поры я запретила себе осуждать кого-либо за внешний вид. Господь не на юбки и платки смотрит, а на душу».
О самой Юлии отдельный разговор, но женщина эта не простая и можно даже подозревать, что вдовой стала не без на то Воли Божьей! Но почему тогда?!
Касательно же: «Но что-то во всём этом всё же должно быть и ДЛЯ ВАС ЛИЧНО?», то действительно борьба идёт нешуточная. Но о том, как договорились, и если на то будет Воля Божья, чему, однако, чинятся пока что препятствия всевозможные.
Вернуться на страницу БЕСЕДЫ с ВОРОНОМ